Крещение Господне

Некогда Рождество и Крещение Господа Иисуса Христа были единым праздником Богоявления, возвещавшим людям о явлении миру трех лиц Пресвятой Троицы. В Вифлееме рождается во плоти Сын Божий, а при Его крещении во Иордане Бог Отец являет Себя гласом: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 22), при этом Дух Святой нисходит на Него, как голубь...

kreshenie

В то евангельское время к Иорданским водам шли люди, кающиеся по проповеди Иоанна Крестителя. В этом крещении покаяния омывающие людей во́ды словно бы тяжелели от греха человеческого.

Иисус Христос также приходит сюда, хотя Ему нет нужды в очищении, ведь Он Сам пришел очистить мир. Смиренно войдя в эти страшные воды, являющиеся пока образом погибели, Он приобщается уделу человеческому. Его крещение — предвестие крестных страданий, когда Господь узнает не символически, а на деле судьбу человека-грешника, когда Он со беззаконными вменится и возьмет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). При восхождении из вод Он словно возносит с собой весь ветхий мир и подает нам образ покаянного «умирания» в таинстве крещения.

В этом таинстве человек, погружаясь в купель, отрекается от дьявола и сочетается Христу, то есть по сути он присягает в верности Богу. Крещение очищает от всякого греха, но потом приходят искушения диавольские, коим не подпал Христос, но подпадаем мы. И только тот, кто с полным смирением и послушанием Богу неустанно ревнует о спасении своем, не остается один. Мало-помалу благодать Божия, даруемая в таинствах исповеди (покаяния) и причастия, очищает сердце, освещает разум и облагораживает душу.

Праздник Богоявления именно и дарит нам ощущение того, что как бы ни была изломана наша жизнь, каким бы мраком нравственной грязи, неправды и вражды мы не наполняли ее, все можно очистить и возродить с помощью Божией. Были бы только решимость и вера. Представим же, что именно нам сказано устами Иоанна Крестителя: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3, 8).

* * *

В праздник Богоявления (19 января по новому стилю), а также накануне Церковь призывает верующих чад своих идти к водам черпать из источников спасения (Ис. 55, 1; 12, 3). Богоявленская вода (великая Агиасма) является одной из главных церковных святынь, данных Богом для освящения душ, для очищения их от скверны страстей. Ею кропят жилище, ее бережно хранят, причащаясь в болезнях и всякой немощи.

Святую воду обычно употребляют натощак в небольших количествах вместе с кусочком просфоры и обязательно с молитвой, ведь без молитвы и веры любые церковные святыни бесполезны для нас. По особой нужде в помощи Божией — при недугах или нападениях злых сил — пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

kre

Освящение воды на Богоявление.

Многие христиане на Крещение совершают погружение в прорубь или обливаются водой дома. Это не только благочестивый обычай, эта традиция основывается на вере Церкви, что вся вода в чистых водоемах и источниках на земле в этот день освящается благодатью Святого Духа. Именно поэтому, когда человек не в силах прийти в храм или не имеет возможности попросить близких принести крещенской воды, то по искренней вере он может налить ее из водоема или крана, и освящаться ею.

Пришедши за водой или на богослужение, нельзя уподобляться жалким потребителям, которые, взяв воды, поставив свечи, заказав молебны о своем здравии и благополучии, забывают главное: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Увы, забота о том, как бы Бог здесь дал есть, пить и наслаждаться благами земными, очень часто пленяет нас. И мы уже полагаем, что раз крещенные, то Царство Небесное нам обеспечено. А ведь нам надо изменить жизненные ориентиры, выбраться из болота плотских страстей и стяжать навык к различению добра и зла, чтобы не увлечься тем, что именуется светом, а на деле — тьма.

Пусть же брызги освященной воды, обжигающие в храмах наши лица своей пронзительной благодатной чистотой, дадут нам ощущение радости и новизны жизни, и чтобы вместе с крещенской водой мы принесли в дома искорки того света, которым Христос просвещает мир.

Тропарь, глас 1-й

 Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

 Величание

 Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь

 

Пришедший во свидетельство Богоявления

(из статьи протоиерея Андрея Ткачева)

«Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан».

Христос не ходил среди людей, говоря им громко или на ухо: «Я – Мессия». Очень редко слышим мы в Евангелии голос Иисуса, говорящего о Себе, что Он есть Обещанный и Долгожданный. Нужно иметь свидетельство от другого. И этот другой должен быть человеком, достойным всяческого вероятия, бескорыстным, праведным, ревнующим об Истине. Иоанн был таковым.

Сын священника, рожденный отцом и матерью в старых летах, житель пустыни, он должен был казаться иудеям ангелом. Они спрашивали, не Илия ли он, не Мессия ли? Он отвечал словами Исаии. Слушавшие должны были понимать.

Он пришел во свидетельство, чтобы указать на Того, Кому считал себя недостойным развязать ремень на обуви.

Главное в проповеди Иоанна — покаяние. Ни капли сентиментальности. Один грозный голос, как рык львиный, созывал к нему множество людей со всех пределов Земли Обетованной. Они шли посмотреть, потолкаться, но им приходилось слушать. Он говорил, и они опускали головы долу. Потом, неся на лице краску стыда, они входили в воду, и он погружал их в нее (крестил) в покаяние и ради веры в Того, Кто имел прийти.

Имевший прийти пришел.

Иоанн узнал Его. Не по словесному или писанному портрету, но по биению сердца, по волнению души, по извещению от Духа Святого.

Безгрешный вошел в воду и, как говорит евангелист Лука, молился. И по молитве Его произошло то, что мы празднуем: «Троицы явление на Иордане бысть».

Далее у них — разные пути.

Сын Девы уйдет в пустыню, чтобы сразиться с диаволом и впервые дать естеству человеческому возможность отразить все того выпады и удары.

Сын Елисаветы, исполнив службу, вскоре сядет в тюремное подземелье, чтобы не выйти оттуда иначе, как только через пролитие крови и отсечение праведной своей главы от постнического своего тела.

Сын священника умолкнет. Сын Марии подхватит проповедь.

«Ему должно расти, а мне умаляться», — скажет Иоанн (Ин. 3, 30).

Но и Сын Человеческий пришел не для того, чтоб Ему служили, и потому проповедь Свою начнет с повторения Иоанновых слов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17).

Контакты

Адрес: 220068, г. Минск, ул. Л.Карастояновой, 14.

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00,
в воскресные дни с 6:00 до 20:00.

  • dummyСвечной киоск +375 (17) 288 09 22

  • dummy Факс +375 (17) 286 77 09

  • dummy Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Задать вопрос

Вы можете задать батюшке интересующий вас вопрос.

Приход храма иконы Божией Матери "Взыскание погибших" ©Все права защищены.
ЗАДАТЬ ВОПРОС БАТЮШКЕ