ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ

pov

Мы должны помнить, что главное в духовной жизни человека – это состояние его сердца, внутреннее состояние его души. Однако и внешнее проявление духовной жизни человека тоже важно, т.к. в храме все должно быть «по чину и благообразно». Предлагаемые Правила не являются исчерпывающими и представляют собой тот минимум знаний, который поможет прихожанам более полно открыть для себя всю красоту православного богослужения и избежать часто встречающихся ошибок, причиной которых является наше неведение. Правила будут полезны не только для новоначальных, но и для людей, которые уже давно открыли для себя дорогу в храм.

Православный храм – это Дом Божий, Дом молитвы, место встречи человека с Богом, «Небо на земле».

Наше поведение в храме должно соответствовать его святости и величию. Одеваться для посещения Храма необходимо пристойно, опрятно и, по возможности, торжественно. Христиане всегда носят на себе нательный крест как знак исповедания Господа Иисуса Христа, отдавшего Свою жизнь за каждого из нас на Кресте, а также как выражение готовности по заповеди Христа нести свой крест. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, голова женщины, напротив, должна быть покрыта косынкой, платком или другим головным убором. Женщине с накрашенными губами не следует прикладываться к иконам и святыням (целовать их), по понятной причине.

Входить в Божий Дом необходимо с благоговением. Заранее (ещё на пути к храму) отключите звук мобильного телефона или полностью его выключите. Входя в храм, необходимо осенить себя крестным знамением, совершив поклон. До начала службы подайте записки для поминовения близких Вам людей, поставьте свечи, приложитесь к иконам. Если же Вы опоздали на богослужение, старайтесь не мешать молитве других.

Не стойте в храме вразвалку, или заложив руки за спину, или держа их в карманах. Во время пения хора не нужно подпевать, чтобы не мешать стоящим рядом. По возможности следует воздерживаться от замечаний, если, конечно, не имеет место явное хулиганство или кощунственное поведение.

Недопустимо хождение по храму, тем более ведение разговоров во время службы - особенно во время чтения святого Евангелия, шестопсалмия, пения «Херувимской» и Евхаристического канона на литургии. В это время следует также воздержаться от возжигания свечей пред иконами и от целования икон.

Неблагочестиво читать во время богослужения свои отдельные молитвы - это неуважение к службе. Даже если вы не успели дочитать правило ко причащению, не следует его читать во время литургии, ведь литургия - самое важное из того, что происходит на свете. Исключением является Иисусова Молитва, которой любой человек может молиться в любое время и в любом месте, разумеется, не вслух.

Нельзя входить в храм с животными или птицами. Нельзя вносить в храм мясо. При открытых царских вратах не принято проходить между аналоем, на котором находится икона праздника, и амвоном.

Курящим запрещается курить на всей прилегающей к храму территории. Приходить в храм нужно за 5-10 минут до начала службы и оставаться до самого конца. Здороваться с теми, кто уже находится в храме принято просто поклоном, без каких-либо слов. Вообще, любые разговоры, кроме самых необходимых, в храме неуместны.

В Православной Церкви принято стоять во время богослужения. Это связано с чувством глубокого благоговения перед храмом Божиим, богослужением и совершающимися Таинствами. В православном сознании перед Богом стоят и кланяются, а не сидят. С другой стороны, само православное богослужение—это не время для отдыха и медитации, а время для работы — соработничества Богу в деле нашего спасения. Внешним символом нашей готовности к этой работе является именно стояние на ногах, а не сидение.

Однако, если человеку трудно стоять из-за болезни или преклонного возраста, то он может во время службы сидеть. Для таких людей в храме имеется несколько скамей. Но даже больной человек, если для него это возможно, должен постараться встать во время Евхаристического канона и тогда, когда открыты царские врата (чтение Евангелия и др.). Не обязательно вставать во время проповеди.

Согласно древней традиции, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. В православной традиции принято, что мужчины первыми подходят к причастию, ко кресту, к исповеди, к помазыванию елеем.

Старайтесь внимательно вслушиваться в то, что читается и поется в храме, и богослужение на церковно-славянском языке постепенно станет для Вас понятным и близким. Очень полезно дома заранее почитать последование предстоящей службы, постоянно изучать церковно-славянский язык. Это позволит не просто присутствовать на службе, а быть её полноценным участником.

КАК ПОСТАВИТЬ СВЕЧИ

pov1 Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает любовь человека к тому святому, перед иконой которого возжигается свеча, а также изображает цель жизни христианина: дарить окружающим свет и тепло. «Поставляя перед образом горящую свечу, мы сим действием как бы говорим Богу: Ты - невещественный Свет мира; прими от нас наименее вещественное приношение – свет и огонь, и воздаждь нам внутренний благодатный свет уму и огонь сердцу» (свт. Филарет Московский). Вместе с тем, будучи символом пламенной молитвы, свеча не должна подменять собой наше живое обращение к Богу.

Желая поставить в Храме свечу, зажгите её от горящей свечи (желательно, не от лампады) и поставьте в гнездо подсвечника. Даже когда в день большого праздника, служитель угасит вашу свечу, чтобы поставить свечу другого человека, не возмущайтесь духом: ваша жертва уже принята Всевидящим Богом. Бывает, особенно в выходные и праздничные дни, что все гнезда в подсвечниках заняты. В таком случае положите свои свечи на подсвечник - они будут обязательно зажжены позже. Если храм полон – не пробирайтесь к подсвечнику, чтобы самому поставить свечу. Уместно передать её стоящим впереди людям.

О СОВЕРШЕНИИ ПОКЛОНОВ И КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

krНе спеша, правильно и благоговейно совершайте крестное знамение и поклоны. При осенении себя крестным знамением первые три пальца правой руки следует соединять вместе, а последние два — безымянный и мизинец — пригнуть к ладони. Три соединенные пальца полагаем на лоб, на живот, на правое, а затем на левое плечо, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев символизирует Единство Святой Нераздельной Троицы; два же пригнутые пальца – символ схождения Сына Божия с Неба на землю ради нашего спасения (два пальца - образ двух природ Иисуса Христа: божественной и человеческой).

Не следует креститься и кланяться одновременно: сначала надо совершить крестное знамение и только потом поклон. Также не следует допускать беспорядочное и многократное совершение крестного знамения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сравнивал крестное знамение с печатью. Также как хорошая печать делает документ действительным, а печать слабая или неисправная – негодным, так и крестное знамение – печать для действенности нашей молитвы.

image009Поклоны существуют трех видов:

  • малые (метания)
  • поясные
  • земные (великие)

Малые поклоны еще называют метания. Малые поклоны употребляются чаще остальных. Они подразделяются на поклоны:

  • с крестным знамением
  • без крестного знамения

Следует уточнить, что термин «креститься» – не ясный. Крестное знамение – это одно, а поклон – другое. Оба могут быть вместе не связаны.

Малые поклоны с крестным знамением применяются во всяких случаях выражения молитвенного чувства и обращения. Например, при прохождении мимо Алтаря, храма, на прошении ектений, при пении «Аллилуия», «Святый Боже», когда слова молитвословий побуждают к этому («поклонимся», «припадем», «помолимся»).

Малые поклоны без крестного знамения:

  1. Когда кадят молящихся, осеняют их свечами; когда благословляют рукой или крестом.
  2. Когда священнослужитель совершает каждение всего храма. При этом лицом к нему поворачиваются только те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. И тем более не поворачиваются к Алтарю спиной.
  3. При возглашении: - Главы ваша Господеви приклоните - Мир всем - Благословение Господне на вас… - Благодать Господа нашего Иисуса Христа…
  4. На Херувимской песне на Великом входе при возглашении - … вас и всех православных христиан…(при этом священник крестообразно осеняет предстоящий народ Св. Чашей.)
  5. Во время чтения Евангелия (стоят прямо, с наклоненной головой, как бы слушая самого Иисуса Христа.)
  6. При пасхальном приветствии кадящего с крестом иерея при словах: - Христос воскресе! Отвечая: - Воистину воскресе! И др.

Крестное знамение без поклона применяется:

  1. При чтении Символа Веры на словах: «Верую…», «И во Единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…».
  2. При произнесении слов: «Силою Честнаго и Животворящаго Креста…»
  3. В начале чтения Апостола, паремий.
  4. При отпусте на словах: «Христос истинный Бог наш…», а поклон уже после окончания отпуста, на последних словах.
  5. В начале шестопсалмия 3 раза на словах «Слава в вышних Богу…»
  6. При словах тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…».

Поясные поклоны. В современной практике поясные поклоны бывают глубокие (до земли достаем рукой) и неглубокие (кланяемся в пояс).

Применяются:

  1. При входе в храм и выходе из него – 3 раза напротив Алтаря
  2. При возгласе: «Благословен Бог наш…»
  3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святей Троице.
  4. При возгласах: - «Твоя от Твоих» - «Святая Святым» (ТРИ ПОКЛОНА!)
  5. При произнесении слов на «Честнейшей»: - «…Сущую Богородицу Тя величаем»
  6. На возглас - «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
  7. В начале Великого Славословия на Утрени («Слава в вышних Богу»)
  8. После пения первой половины Херувимской песни, на Великом входе, во время выхода священнослужителей.
  9. Перед чтением и по прочтении Евангелия на словах «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Земные поклоны - т. е. падение ниц, «елико мощи главою до земли довести» есть выражение предельного благоговения или усиленной молитвы о помиловании. Их полагают при поклонении наибольшим святыням, в дни постов и наиболее важные в таинственном смысле моменты богослужения. Так, во время пения «Тебе поем» на Евхаристическом каноне (как ориентир для прихожан – приблизительно во время пения «и молим Ти ся Боже наш») происходит страшный момент преложения Святых Даров. «По учению Церкви, с этого момента на Святом Престоле возлежит уже не хлеб и вино, но Самое Пречистое Тело Христово и Самая Пречистая Кровь Христова, и священник повергается ниц перед этой Святынею. С каким трепетом, с каким благоговением должны предстоять и мы в этот момент перед лицом Самого Бога! Этот момент Божественной Литургии – основа всей жизни мира, это – ось жизненного колеса. Страшный этот момент: все существо человека, все его чувства, мысли, все его существо должно повергаться ниц перед этим явлением человеколюбия и милости Искупителя», - так пишет об этом Великом моменте священномученик Серафим (Звездинский). Земной поклон здесь положен в любой календарный период. Можно только недоумевать и скорбеть, когда в столь важнейший момент предстоящий народ не падает ниц, а на возгласе «Святая святым» многие делают земной поклон, когда он здесь неуместен. В служебнике предписывается три поясных поклона. Священнослужитель делает поясные поклоны стоя возле Престола, а народ падает ниц стоя в храме… Это можно объяснить только незнанием, непониманием происходящего за Богослужением.

Приведем еще несколько примеров обязательного употребления земных поклонов:

  • При явлении Святых Даров на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите…» В Великий Пост:
  • На Великом повечерии при возглашении: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных» и далее…
  • На Великопостной вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся…» и далее…
  • На изобразительных, в конце пения блаженств на словах: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». (3 поклона).

Самой распространенной ошибкой является то повсеместно принятое мнение, что не положено совершать в храме земные поклоны: В дни воскресные, в дни святок (от Рождества до Крещения), от Пасхи до Пятидесятницы, в двунадесятые праздники. Поклоны в этих случаях прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи…» на вечерне в самый день праздника или его отдания. Также и в дни Страстной седмицы после прочтения последний раз молитвы «Господи и Владыко живота моего» земные поклоны прекращаются до Пятидесятницы. Исключение составляют поклоны у Плащаницы. И в двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста совершаются поклоны перед Крестом.

На самом деле Устав никогда не запрещал земных поклонов, а только длительное стояние на коленях. Существует разница между коленопреклонением (длительное стояние на коленях) и земным поклоном (единовременное падение ниц, длящееся всего секунды).

Стояние на коленях В православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Молиться на коленях – это обычай Католической Церкви.

В Православии встают на колени на краткое время только:

  • Во время перенесения святыни на Литургии Преждеосвященных Даров.
  • В День Святой Троицы раз в году - коленопреклоненные молитвы.
  • Во время молитвы, например, в конце молебна или акафиста, когда диакон (или священник) к этому призывает: Преклоньше колена, помолимся.

Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например, Чудотворную икону, мощи. Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.

Другие распространенные ошибки:

  • При каждении на «Господи воззвах», «Честнейшей», и др. преклоняют главу те молящиеся, мимо которых проходит кадящий. В данном случае ошибкой бывает «провожание» кадящего, то есть поворот, как подсолнух за солнцем (бывает, что прихожане в порыве неуместного благочестия описывают полный поворот вокруг себя, поворачиваясь к алтарю спиной). Нужно помнить, что в ходе богослужения не принято стоять к алтарю спиной.
  • На Вечерне на входе, когда священник, приложившись к иконе Спасителя, благословляет свещеносцев (этим отпуская их) – народу, предстоящему в храме, преклонять главу, при этом, не надо. Это же правило относится и к Малому входу на Литургии.
  • При каждении диакона или священника с амвона на «Господи, воззвах», «Честнейшей», и др. вначале – каждение клироса, затем – народа. Также на полиелее – священник производит каждение предстоящих священнослужителей, затем клирос, и только потом предстоящий народ. Здесь и необходимо приклонить главу, а не кланяться без разбору во все стороны.
  • На «Святая святым» (Литургия) нет земного поклона, но три глубоких поясных.
  • На Великом входе (в середине Херувимской песни) креститься не надо, т.к. не происходит никаких побуждающих к тому действий, и только на словах священнослужителя «вас и всех православных христиан», следует преклонить главу. В это время предстоящих осеняют Святой Чашей.
  • На ектениях об оглашенных предстоящие часто делают поклоны на возгласах («Оглашенные главы ваши Господеви преклоните!»), которые к ним не относятся.
  • Когда уносят Святые Дары на возглас «Всегда, и ныне и присно…» земного поклона нет, но поясной, т.к. это неуместно. Предполагается, что многие (а в древние времена – почти все) являются причастниками, а в Церкви полагается единообразие в поклонах.
  • Креститься и кланяться не положено на шестопсалмии. Шестопсалмие – это шесть избранных псалмов из Псалтири, читаемых в начале Утрени. После первых трех псалмов, составляющих первую статью шестопсалмия, когда произносят слова «Слава… и ныне… Аллилуия» не совершаются крестное знамение и поясные поклоны, как предусматривает это Устав в других случаях. Старец Паисий Святогорец, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорит: «Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает 6-7 минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явиться миру как Судия».

Поклоны на Литургии

  • На возглас «Благословенно Царство…» крестное знамение и поясной поклон.
  • На «Трисвятом» – малые поклоны.
  • После «Достойно есть» – земного поклона не совершаем, из-за того, что земной поклон предшествовал Святым Тайнам. Святым Тайнам – земной, Божьей Матери – поясной.

Подходя к иконам или святым мощам, необходимо совершить два поясных поклона, затем прикладываются к иконе; если несколько икон, то после двух поясных поклонов прикладываются к нескольким иконам (по старшинству). Начиная со второй - к каждой с крестным знамением, после чего делается третий поясной поклон. Икону, даже если на ней изображено несколько угодников Божиих, целуют однократно; не принято целовать лик святого.

Если мы идем на помазывание, то, приложившись к иконам, подходим к священнику, принимаем помазывание, отходим, и делаем третий поясной поклон, и малый поклон (наклоняем голову) без крестного знамения предстоящему священнику (повернувшись в его сторону).

При каждении церкви священником или диаконом, иногда прихожане поворачиваются или даже разворачиваются. При этом все внимание молящихся отвлекается от поемого или читаемого, а переключается только на проходящего священнослужителя. В этом, конечно, проявляется почтение к священнику и священному действию, но движение, шум, повороты боком и даже спиной к алтарю, отвлечение от молитвы никак не согласуется со строем богослужения. Поэтому эта традиция не имеет никакого основания. Во время такого каждения молящийся должен отступить и пропустить священнослужителя и после этого сразу встать на свое место, вернувшись мыслью к службе. Если священнослужитель кадит на людей, то надо поклониться и вернуться к богослужению, а не сопровождать его взглядом в течении всего священнодействия. Правилом к действию при этом может служить следующее: если стоишь на пути батюшки - отступи, кадят в твою сторону - поклонись, прошел священнослужитель - встань благоговейно на свое место и внимай тому, что поется или читается. Так будет и тишина соблюдаться, и ум от молитвы не будет отвлекаться.

Во время богослужения молящиеся стоят лицом к алтарю. В тех случаях, когда священнослужители выходят на середину храма и стоят лицом друг к другу (т.е. боком к алтарю) недопустимо прихожанам «копировать» положение священнослужителей. Они должны продолжать стоять лицом к алтарю.

ДЕТИ В ХРАМЕ

pov2 Следите за поведением ваших детей в Храме, не допускайте, чтобы они чем-либо отвлекали молящихся. Подавайте детям собственный пример благоговейного отношения к святыне. Если плачущего ребёнка не удаётся успокоить, выйдите с ним ненадолго на улицу.

КАК ПРИНИМАТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Когда священник осеняет народ крестом или Евангелием, иконой или Чашей, то все крестятся и преклоняют голову. Когда священник благословляет рукой или свечой, а также когда совершает каждение - надо преклонить голову, не совершая крестного знамения. Принимая благословение священника, христиане в знак почтения к священному сану целуют его правую руку. Не принято просить благословения у священника, совершающего каждение, а также занимать места, предназначенные для священнодействия.

Обращаясь к священнику, можно говорить «батюшка» или «отец (имясвященника)», например, «отец Павел». Говорить священнику «святой отец» не принято.

Когда в храме священнослужители произносят слова общего благословения «Мир всем» и другие, то необходимо совершить поясной поклон без крестного знамения; не стоит при этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди. Эта неблагочестивая «традиция» говорит о непонимании сути нашей веры.

ИСПОВЕДЬ И ПРИЧАЩЕНИЕ

Во время совершения Исповеди и Причащения, а также при целовании иконы или Креста будьте взаимовежливы, пропускайте других вперёд, особенно пожилых и немощных людей. Традиционно мужчины идут сначала, затем женщины. Во время Исповеди недопустимо приближаться к исповедующемуся человеку.

Подходить к Чаше для Причащения необходимо после тщательной молитвенной подготовки, поста и Исповеди, со скрещенными на груди руками - правая поверх левой, не совершая крестного знамения или иных резких движений (чтобы случайно не толкнуть Чашу), называя свое полное православное имя, полученное при Крещении. Младенца перед причастием следует положить на правую руку (так священнику удобнее его причащать).

О том, как правильно подготовиться к Причастию можно прочитать в документе «Об участии верных в Евхаристии».

О МОЛИТВЕННОЙ ТИШИНЕ

В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на вне богослужебное время. Не следует подпевать хору, чтобы не смущать стоящих рядом прихожан. За богослужением дозволяется петь только тогда, когда поют и все молящиеся в храме (например, «Верую», «Отче наш», «Воскресение Христово видевше», «Царю небесный»).

Не осуждайте ошибки присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки. Не раздражайтесь, никого не одёргивайте и не делайте замечаний. Помните, что правом учить в храме наделены только священнослужители! Бойтесь оттолкнуть от Церкви человека, впервые переступившего порог храма!

Покидая храм Божий, помните, что сподобились того, чего лишены многие люди на земле, а именно – приобщились Божественной благодати, удостоились видеть благолепие Дома Божия, получили благословение на свои труды. Молитесь, чтобы Господь до конца жизни даровал нам посещать Его святой Храм. Несите в мир благодатное настроение, полученное в храме, и делитесь им с окружающими!

Прихожане должны участвовать в содержании храма и его служителей, оказывать помощь в уборке храма, посильно жертвовать на строительство и реконструкцию. Даже небольшая наша лепта совместно с усилиями других членов Церкви приобщается нас к делу созидания храма Божия. О всех причастных делу строительства и украшения храма за каждым богослужением будет возноситься молитва к Богу.

Фильм Протоиерея Андрея Ткачева «Храм, в который мы идем»:

Контакты

Адрес: 220068, г. Минск, ул. Л.Карастояновой, 14.

Храм открыт ежедневно с 8:00 до 20:00, в Воскресные дни с 6:00 до 20:00.

  • dummyСвечной киоск +375 (17) 375 09 22

  • dummy факс +375 (17) 361 77 09 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

  • dummy Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Задать вопрос

Вы можете задать батюшке интересующий вас вопрос.

Приход храма иконы Божией Матери "Взыскание погибших" ©Все права защищены.
ЗАДАТЬ ВОПРОС БАТЮШКЕ