27 сентября Православная Церковь празднует Двунадесятый непереходящий Господский праздник – Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (день постный).
В 312 г., накануне решающей битвы с нечестивым Максентием, гнавшим христиан, святой равноапостольный царь Константин увидел знамение креста на небе с надписью «Сим победиши». Получив во сне откровение от Самого Спасителя, император повелел начертать изображение креста на знаменах, оружии и доспехах воинов. Была одержана победа. С тех пор святой царь стал особо чтить Крест Господень. Став полновластным императором огромной Римской империи, равноапостольный Константин, побуждаемый Духом Святым, послал в 326 г. в Иерусалим свою мать, святую равноапостольную Елену, найти Крест, на котором был распят Христос. Во II в. нечестивый римский император Адриан воздвиг на сем святом месте языческое капище. Оно было разрушено по повелению благочестивой царицы Елены, после чего удалось откопать три креста (как помним из Евангелия, по обе стороны от Спасителя были распяты еще два разбойника), а также гвозди и дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над головой распятого Иисуса. Невдалеке траурная процессия проносила покойника, которого поочередно возложили на все три креста. Мертвец ожил после возложения его на Крест Христов. Равноапостольная Елена со своим окружением благоговейно поклонились и целовали Святое Древо. По причине многолюдства не все смогли поклониться Кресту (и даже видеть его). Поэтому Иерусалимский Патриарх Макарий, встав на высоком месте, воздвиг Крест, дабы показать его народу. Отсюда и пошло название Праздника (Воздвижение Креста). Почитание Креста было велико в народе. Святитель Иоанн Златоуст (IV в.) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают себе на шею». Часть Креста святая царица Елена увезла с собой, а другая значительная часть была оставлена в Иерусалиме для поклонения.
Во Святом Граде, на месте распятия Христа и Его Воскресения, по повелению равноапостольного Константина, был воздвигнут величественный храм в честь Воскресения Христова (более известен под названием Храм Гроба Господня), который был освящен 13 сентября 335 г. На следующий день, 14 сентября, было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В VII в. персы взяли Иерусалим и разграбили его (в т.ч. был увезен и Крест Господень). Император Ираклий разбил персов, отобрал Крест и в 628 г., достигнув Иерусалима, решил на своих плечах внести Святое Древо в город. Однако, одетый в царские одежды, он не смог войти в ворота, ведущие к Голгофе. Патриарху Захарии было откровение, что Ангел Господень стоит на пути царя, ибо невозможно нести в царских одеждах Древо, которое Христос нес в состоянии уничижения. Тогда царь, сняв обувь, облекся в бедную одежду и смог внести Честный Крест во храм. Со временем Святое Древо было совершенно раздроблено на частички и разошлось по монастырям и храмам.
Безгрешный Христос Своими страданиями и смертью на кресте победил не только грех, но и саму смерть. Воскреснув их мертвых, Спаситель сделал Крест Своим орудием победы над грехом и смертью. Мы каждодневно пользуемся этим орудием в борьбе с невидимыми врагами нашего спасения, налагая на себя крестное знамение и выражая, тем самым, нашу веру во Иисуса Христа.
Крест – на куполах и в самих храмах, на нашей груди и в наших домах. Взирая на Крест, вспомним о том, что Христос ради спасения рода человеческого пошел на мучительную и позорную смерть через распятие, и задумаемся о своих грехах и путях избавления от них…
В нашем храме накануне вечером было отслужено всенощное бдение с литией, в конце которой из алтаря был вынесен Крест и положен на аналой на середине храма для благоговейного поклонения. В День Праздника были отслужены две божественные литургии (после второй – праздничный молебен).
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (тропарь Кресту и молитва за Отечество).
С Праздником!